Теракт в московском «Крокус Сити Холле» породил множество конспирологических версий и настоящий информационный хаос, которым воспользовались нечистоплотные люди, причастные к Армяно-азербайджанскому конфликту. Редакция AliqRu решила перечислить и опровергнуть вбросы с обеих сторон.
Звонок на телеканал «Дождь». Некий молодой человек, представившийся сотрудником «Крокус Сити Холла» Эмином (имя изменено по соображениям безопасности, так как «Дождь» признан в России нежелательной организацией) позвонил в эфир телеканала в 01:21 по Москве, то есть через пять часов после теракта. Звонящий отметил, что он «уроженец Азербайджана, как и все, кто работает на Агаларовых в Крокусе». Утверждение странное, ведь в таком большом концертном зале работали самые разные люди, несмотря на этническую принадлежность владельцев. Попав в эфир «Эмин», стал утверждать, что террористы разговаривали и ругались по-армянски. Впрочем, демонстрируя свое знание армянского, «Эмин» использовал лишь наиболее известные нецензурные выражения.
Ведущая Анна Монгайт сначала не пресекла провокатора, но когда он выдвинул гипотезу, что за терактом «стоит армянский след» и террористы «кричали что-то про Карабах», отключила «Эмина»
Главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко на следующий день извинился за инцидент и сообщил, что звонок «Эмина» вырезали из трансляции на YouTube. Тем не менее, «сенсацию» успел распространить азербайджанский пропагандистский ресурс Haqqin.az.
Попытка выдать за террориста Садата Гулиева, автора Telegram-канала «Девичья башня».
В 01:30 по Москве армянский политический аналитик Владимир Погосян (СМИ его представляют как советника главы Генштаба Армении в 1992-1994 годах) опубликовал в своем Telegram-канале ориентировку якобы на одного из террористов «Абу Садата аль-Гули 1985 года рождения».
На самом же деле мужчину на фото зовут Садат Гулиев, и он автор самого известного азербайджанского Telegram-канала «Девичья башня». Наш корреспондент Кирилл Кривошеев не раз участвовал с ним в публичных дискуссиях. Взгляды и высказывания Садата Гулиева могут вызывать недовольство в армянском обществе, но подобные провокации, конечно, не имеют оправданий.
Вряд ли, поступок Владимира Погосяна был ответом на звонок «Эмина» в эфир «Дождя». В противном случае надо предположить, что он пристально смотрел эфир и решил сделать собственный вброс буквально через пять минут после азербайджанского. Пост о провокации на «Дожде» у Погосяна тоже есть, но ближе к трем часам ночи, когда отрывок из эфира разошелся по соцсетям.
Голословное предположение Олега Кашина. В совместном стриме с либертарианцем Михаилом Световым журналист Олег Кашин ни с того ни с сего заявил, что к теракту могут быть причастны армяне. “Чей Крокус Сити Холл? И у какого народа есть богатая традиция терроризма, в том числе в московском метро в 70-е годы? Не есть ли это какие-нибудь ветераны Карабаха”, – сказал Кашин. В ответ Светов дал понять, что считает такую версию оторванной от реальности. «А почему нет?!», – стал настаивать Кашин.
Семья Агаларовых, которым принадлежит «Крокус Сити Холл», действительно известна и влиятельна не только в России, но на родине – в Азербайджане. Они поддерживали тесные дружеские отношения с Муслимом Магомаевым, а Эмин Агаларов какое-то время состоял в браке с Лейлой Алиевой – дочерью президента Азербайджана. В 2020 году Эмин активно поддерживал действия Баку и помогал армии финансово. Но это, конечно, лишь общий контекст, который не позволяет делать столь далеко идущие выводы.
Некомпетентный разбор фамилий от Владимира Соловьева. Одного из террористов – того самого, которому при задержании силовики отрезали ухо, российские пропагандисты представили как «Раджаб Ализаде». В таком варианте фамилия действительно выглядит как азербайджанская. Однако достаточно включить видео допроса, где задержанный четко называет свою фамилию – «Ализода», а не «Ализаде».
Как известно, таджики относятся к иранской языковой семье, их язык до степени смешения похож на фарси. Азербайджанский язык – тюркский, но с большой примесью персидских слов. И один из примеров персидского влияния – это как раз фамилии с окончанием «~заде», что по-персидски значит «рожденный» (также как «Алиев») – значит «происходящий из рода Али». Таким образом, разница между «Ализаде» и «Ализода» с лингвистической точки зрения несущественна, а вот с политической – очень даже. И «Ализода» – это именно таджикский вариант.
О том, что Раджаб Ализода – азербайджанец, а не таджик, первое время писали небольшие армянские каналы. Однако российский пропагандист Владимир Соловьев в конспирологическом порыве решил использовать этот слух, чтобы представить организаторов теракта еще более коварными.
«Нас сейчас пытаются отвлечь на негодный объект, предлагая нам вариант, что это мигранты, проблема с мигрантами, которая, бесспорно, существует. – сказал Соловьев в начале своего вчерашнего эфира. – Не играет никакой роли, что конкретно эти четверо – не граждане России. От этого проблема с мигрантами никуда не денется. Но именно поэтому исполнителями выбрали их. Чтобы посеять рознь, чтобы было как можно больше вопросов для терактов использовали Крокус, который принадлежит этническим азербайджанцам. Бьют, четко рассчитывая на реакцию разных слоев общества, зачастую, справедливую. Но сейчас это отвлечение на негодный объект.
Вот как оказались все эти четверо в России. Заметьте, одного из них засылают через Турцию, чтобы не было иллюзий, что у турок хорошие отношения с нами. Они таджики или кто-то еще, у одного, кстати, вообще азербайджанская фамилия – там, «оглы». Но не знаю, какие у них паспорта. Значит, понимают, что на разогретое и справедливое негодование общественности и это наложится».
Скорее всего, Соловьев использовал слух об азербайджанском происхождении одного из террористов совершенно без проверки. Он не упомянул имя Раджаба Ализаде, а лишь бросил стереотипное окончание «оглы» (значит «сын»). Оно действительно ассоциируется с Азербайджаном, но используется не в фамилиях, а в отчествах. Например, Эмин Араз-оглы Агаларов или Ильхам Гейдар-оглы Алиев.
Вышеперечисленное, конечно, не очерчивает весь круг версий, распространившихся в российском обществе, и даже поднятых на флаг крупнейшими российскими пропагандистами. Так переизбравшийся президент РФ Владимир Путин выдвинул версию об украинском следе и даже сообщил, что для преступников держали «окно» на украинской границе. Однако в реальности, троих террористов повязали в паре десятков километров от границы с Белорусью. К утру воскресенья основной версией и крупных теле-пропагандистов и наиболее читаемых Z-каналов стала версия о террористической операция ячейки Исламского Государства (запрещено в России).
В воскресенье 24 марта на территории Российской Федерации был объявлен траур.