12 мая 2025 года военно-политическая организация «Рабочая партия Курдистана» (Partiya Karkerên Kurdistanê) после 46 лет существования официально сложила оружие и самораспустилась — к большой радости президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Ильхама Алиева. Что все это было и как к этому относиться, размышляет политический обозреватель Lava Media.
«Террористическая организация должна полностью сложить оружие, решение о самороспуске должно быть исполнено в полном объеме. Мы будем внимательно следить за исполнением этих решений», — заявил Эрдоган 17 мая.
«Сердечно поздравляю весь братский народ Турции во главе с моим дорогим братом — президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом с решением террористической группировки РПК о самороспуске и сложении оружия», — поспешил заверить старшего коллегу Алиев.
При таких спикерах и таких заявлениях любому прогрессивно настроенному человеку должно показаться, что все предельно ясно: если эти два упыря радуются победе над кем-то, кого называют террористами, то наверняка это хорошие парни, которым надо сочувствовать.
Но давайте попробуем рассмотреть ситуацию повнимательнее.
Кто такие курды и что такое РПК?
Курды — самый крупный в мире народ без собственного государства. Их «кинули» в этом плане дважды. Сначала европейские державы по итогам Первой мировой войны не включили пункт о создании Курдистана в итоговые документы о мире. Второй раз — совсем недавно, во время войны международной коалиции с ИГИЛ во второй половине 2010-х. Тогда террористов практически закидали трупами курдских ополченцев, пока американские солдаты шли под прикрытием — все в это в обмен на неофициальное обещание поспособствовать созданию Курдистана после падения ИГИЛ. Обещание, разумеется, запад так и не сдержал.
После подписания договора в 1926 году курдский народ оказался разделенным на четыре государства: Ирак, Иран, Сирия, Турция. Таким образом один из крупнейших этносов Ближнего Востока вдруг оказался меньшинством сразу в нескольких странах, ни в одной из которых к курдам не относились дружелюбно.
Весь XX век курды сильно страдали, в первую очередь в Турции, где в 1930 году, например, в ущелье Зилан казнили 15 тысяч человек одним махом. С 1916 по 1934 года османская, а позже турецкая власть, массово депортировала курдское население восточной Турции. В 1934 году был принят закон, который запретил использовать курдский язык публично и разрешил поселение турок в курдском регионе.
После некоторой оттепели в 1960-х — 70-х годах отношение к курдам в Турции резко ужесточилось из-за военного переворота 1980 года генерала Ахмета Кенана Эврена. Новое правительство отрицало само существование курдов, официально запретило использование курдского языка и даже слова «курды» и «Курдистан» были запрещены (формально эти законы действуют до сих пор).
И здесь на сцену как раз выходит Рабочая Партия Курдистана — доведенные до отчаяния репрессиями представители нацменьшинства, объединившиеся в партию для защиты своих прав за несколько лет до этого, взялись за оружие.
В 1984 году РПК фактически объявила партизанскую войну официальной Турции, которая продолжалась до 2025 года, несмотря на арест и пожизненный приговор основателя и лидера РПК Абдуллы Оджалана, отбывающего заключение с 1999 года.

Портрет Абдуллы Оджалана.
Все ли так однозначно?
Нет.
Курды не белые и пушистые страдальцы, которые всю жизнь подвергались гонениям. То есть, конечно, подвергались, но и сами участвовали в гонениях против других народов. В том числе, в массовых убийствах армян.
Это началось еще за двадцать лет до Мец Егерн, в 1893 году, когда в районе Сасуна (ныне турецкий Батман) курдские вожди обложили данью местное армянское население в обмен на отказ от набегов. Закончилось все это плохо — массовыми убийствами армян через год. Детали этих событий все еще плохо изучены историками.
В самом геноциде армян курды также принимали участие, за что их представители приносили официальные извинения несколько раз, как минимум в 1997, 2008 и 2014 годах. Разумеется, не все курды участвовали в истреблении армян и, наверное, не все турки? Но сухие факты таковы: в 1920-х годах Северный Курдистан и недолго просуществовавшая Араратская курдская республика возникли на землях, «расчищенных» от армянского населения. Да, после этого уже сами курды подверглись репрессиям, которые можно охарактеризовать как геноцид, но это, к сожалению, не отменяет их участия в геноциде армян.
Вместе с тем курдское общество в отличие от турецкого свою роль не отрицает. С начала 2000-х годов наблюдается активная работа по осмыслению и признанию участия курдов в геноциде армян. Курдские писатели, художники и общественные деятели начали открыто обсуждать эту тему, что привело к появлению новых памятников, восстановлению армянских церквей и переименованию улиц в честь армянских жертв.
А что с РПК?
РПК была объявлена террористической организацией Эрдоганом не (только) потому, что он так сильно ненавидит курдов и стремится их уничтожить — как бы на этом ни настаивали в самой РПК. Он объявил эту организацию террористической, потому что она совершала террористические акты, в которых погибали люди.
23 ноября 1987 года — в деревне Ортабаг боевики РПК забросали гранатами происходившую там свадебную церемонию: 8 трупов, 15 покалеченных. Зачем, почему?
24 мая 1993 года — боевики РПК перекрыли дорогу Бингель-Элязыг и расстреляли 33 безоружных турецких солдата и несколько гражданских лиц.
30 июня 1996 года — террорист-смертник РПК взорвал себя на церемонии поднятия флага в воинской части: восемь погибших, 29 раненых. Чем это принципиально отличается от ИГИЛ?
13 марта 1999 года — Blue Market massacre — трое боевиков РПК подожгли торговый центр в Стамбуле коктейлями Молотова: 13 человек сгорели заживо.
22 мая 2007 года — террорист-смертник из отколовшейся от РПК группировки «Соколы свободы Курдистана» взорвался в ТЦ, 21 погибший, более 120 раненых.
31 мая 2010 года — атака РПК на порт Искендерун, в ходе которой погибло шесть человек и еще десяток были ранены.
12 мая 2016 года — грузовик со взрывчаткой, за рулем которого был член РПК взорвался в окрестностях турецкого Диярбакыра, 16 мертвых гражданских, более 20 раненых.
Список можно продолжать очень долго — и это мы вообще не считаем бесчисленные инциденты, в которых почти никто не пострадал из-за ошибок террористов или стечения обстоятельств. И да, это все только официально подтвержденные самой РПК эпизоды. А есть еще огромное количество мутных инцидентов, типа теракта в Стамбуле в 2022 году (шесть погибших, более 80 покалеченных), когда РПК были обвинены, но отрицали свою причастность, сославшись на политическое преследование.
Преследует ли Турция курдов по политическим мотивам, ссылаясь на террористическую деятельность РПК? Да, безусловно, и это было признано и доказано международными организациями. Оправдывает ли это или отменяет реальные террористические акты, которые против населения Турции осуществляла РПК? Разумеется, нет.
Турция — не единственная страна, которая признала РПК террористической организацией, это также сделал Евросоюз в 1997 году, при этом еще с 1980-х курдов подозревали в причастности к убийству шведского премьер-министра Улофа Пальме. До 2018 года РПК сражалась в европейских судах против признания себя террористической организацией. Впрочем, с переменным успехом.
Террористами считает курдов и США. В 2016 году Джо Байден сравнивал РПК с ИГИЛ, а в 2018-м ФБР назначило награду в $12 млн за информацию, которая приведет к аресту троих лидеров РПК.
Так как говорить о курдах?
С холодной головой, на языке фактов и контекста, учитывая всю сложную и запутанную цепь обстоятельств, через которую прошел этот народ. Репрессии остаются репрессиями, но теракты при этом остаются терактами — и если участие в событиях более чем столетней давности еще можно считать прошлым и «виной отцов» (учитывая, что курды покаялись, а турки до сих пор официально не признают, что Мец Егерн вообще имел место), то событиям нашего времени с участием РПК нет оправданий.
Последнее опять же не отменяет того факта, что в отношении курдов ведется ужасающая политика преследования по этническому признаку со стороны Турции и других стран, где они имеют несчастье сейчас проживать. Даже просто попытка самоидентификации курдов расценивается в Турции как поддержка террористической организации РПК, причем на уровне законодательства — и это очень, очень плохо. Кроме того, речь идет не только о репрессиях и преследованиях внутри страны: Турция и турецские прокси, к примеру, ведут не прекращающуюся ползучую войну против курдской автономии (Рожава) в Сирии. Жертвами турецких атак часто становятся мирные жители, очевидцы пишут, что жертвы среди мирного за эти годы стали в Рожаве рутиной.
Но все же: мир не черно-белый и никогда им не был. Было бы здорово, конечно, если бы мы могли так же с холодной головой, отделяя факты от интерпретаций и признавая, что жертвы могут в свою очередь становиться агрессорами, поговорить и о других больших геополитических конфликтах, например, о Хамас и Палестине. Но мы к этому очевидно пока еще не готовы.
Текст: Артур Самойлов