Инакомыслие. Послесловие.
Когда мы говорим об энергетике стран Южного Кавказа, часто кажется, что у наших соседей всё иначе. Вот и Грузия на первый взгляд кажется страной с идеальной энергетической структурой: почти вся электроэнергия вырабатывается на гидроэлектростанциях , которые считаются одним из самых дешевых и экологичных источников энергии. Но так ли просто и хорошо все на самом деле? Разговор Ивана Карпенко и Антона Пиотровича с Нино Чхобадзе, главой «Движения зелёных» и экс-министром охраны окружающей среды Грузии, заставил взглянуть на ситуацию под другим углом.
Наследие прошлого
Начался наш разговор с экскурса в прошлое. 90-е годы для Грузии были крайне непростым временем. Конечно, такой катастрофы, которая случилась с энергетикой Армении, в Грузии не было, но и тут население регулярно оставалось без света и газа, люди варили еду на улицах, а графики подачи электроэнергии были частью повседневной жизни. Система была разрушена: провода на линиях электропередач растаскивались для сдачи в пункты приема цветмета, трансформаторы выходили из строя, а зависимость от российского газа и нестабильных поставок из Армянской АЭС усугубляла кризис.
Тогда казалось, что спасение — в развитии гидроэнергетики, тем более, что в стране еще в 1979 году было начато строительство Худонской ГЭС с проектной мощностью 700 МВт. Но даже этот, казалось бы, зелёный путь превратился в проблему. Массовые протесты населения против строительства ГЭС, начавшиеся 1989 году привели к остановке проекта и показали, что граждане страны оценивают стоимость таких проектов с иных позиций: переселение сёл, затопление земель и риски для экосистемы для них оказались важнее.
Средние и малые ГЭС: спасение или новая проблема?
Несмотря на проблемы со строительством крупных ГЭС, способ использовать огромный гидропотенциал Грузии нашелся — это малые и средние гидроэлектростанции. Сегодня Грузия в значительной степени решила проблему энергодефицита. Более того, последние три года она даже экспортирует электроэнергию. Однако за этим успехом скрываются новые вызовы.
Начавшийся «бум» в строительстве малых ГЭС привел к тому, что разрешения выдавались десятками, многие проекты так и остаются на бумаге, превращаясь в инструмент перепродажи. Регулирование было значительно ослаблено и малые ГЭС мощностью до 3 МВт сейчас вообще не требуют экологической экспертизы. К чему это приводит?
Нино Чхобадзе видит ключевую проблему в следующем: влияние малые ГЭС на объем фильтрационных вод, которыми питающих родники и колодцы соседних сел, не изучается и не оценивается. Для многих районов Грузии, где дефицит водных ресурсов уже и так становится серьезной проблемой, нерегулируемое строительство ГЭС, проводимое без должных экологических экспертиз уже становится прямой угрозой водной безопасности.
Вода уходит. Что дальше?
Особенно актуальной проблема водной безопасностивыглядит на фоне глобальных изменений климата. В Грузии, как и во всём регионе, воды становится меньше. Старые данные 70-х годов прошлого века по водным кадастрам, на которые до сих пор опираются энергетики, уже давно не отражают реальность. В результате не редки случаи, когда на вновь построенных станциях из-за нехватки воды, мощность генерации в разы уступает расчетной.
При этом, по словам Нино, огромный потенциал для роста гидроэнергетики в Грузии все-таки существует. И он не только в умном и ответственном строительстве новых станций в тех регионах страны, где наблюдается переизбыток водных ресурсов. Речь о модернизации старых ГЭС . Как показывает опыт, замена турбин на более современные позволяет существующим ГЭС увеличить выработку на 25% без дополнительного воздействия на природу. Почему же этот резерв до сих пор не используется в полной мере? Замена турбин требует очень серьезных инвестиций, отважится на которые частные собственники не готовы — необходимы государственные программы поддержки.
Диверсификация энергетики.
Высокая зависимость Грузии от гидроэнергии имеет и другие минусы. Во-первых, такая генерация имеет ярко выраженный сезонный характер, а во-вторых, не очень подходит для балансировки сетей. Для решения этих проблем сейчас часто используются импорт электроэнергии из соседних стран.
Мы обсудили четыре перспективных направления:
Атом. Нино категорична — зелёные в Грузии строительство АЭС не поддержат. И причина не только в Чернобыле и Фукусиме. Грузия имеет горький опыт с советскими радиоизотопными генераторами, которые остались бесхозными и стали источником радиации. Риски и проблема отходов сейчас, по мнению Нино, существенно перевешивают потенциальные выгоды.
Солнце и ветер. Тут перспектив намного больше, но пока кроме пилотных проектов похвастаться нечем и без значительной господдержки и международных инвестиций ситуация вряд ли изменится.
Газ. Грузия уже давно пользуется своим удачным географическим положением, являясь транзитной страной для азербайджанского газа. Именно газ из Азербайджана помог в сжатые сроки избавится от газовой зависимости от России. Но строительство новых крупных газовых ТЭЦ на фоне дешевой гидроэнергетики не выглядит перспективно.
Региональный энергетический хаб. Это, возможно, одно из самых перспективных направлений, где Грузия с её ГЭС, Армения с АЭС и солнечной энергетикой, Азербайджан с углеводородами идеально дополняли бы друг друга, используя свои преимущества. Тем более, что теперь к масштабным инфраструктурным проектам в регионе готовы подключится и крупнейшие мировые игроки.
В сухом остатке:
Грузия прошла большой и сложный путь от энергетического хаоса к стабильности. Теперь пришло время думать о будущем. Взвешено и с заботой о людях и экологии. Все возможности для этого есть, а потенциал огромен.
Иван Карпенко, Ваша любимая экономическая редакция