Инакомыслие. Послесловие
В новом эпизоде «Инакомыслия» Иван Карпенко и Антон Пиотрович попытались разобрать феномен урбанизации на примере Армении и Грузии. В этот раз к эксперту по городскому планированию Глебу Виткову, присоединилась Елена Даржания, региональный менеджер проекта ЕС «Мэры за экономическое развитие». Вместе мы попытались понять: является ли опустение провинции естественным законом экономики или это управленческий просчет, который еще можно исправить?
Магнит столицы: эхо советского планирования
Наш разговор начался с общей оценки процессов урбанизации в двух странах. В Армении основной процесс урбанизации прошел еще до развала СССР и последние 20 лет доля сельского населения в стране практически не менялась, составляя около 36%. В Грузии же процесс переезда из села в город все еще происходит активно: доля сельского населения с 2004 по 2024 год сократилась с 44% до 38%.
Но есть в этих, казалось бы, разных процессах и нечто общее — в обоих государствах наблюдается резкий отток жителей из малых городов в столицу. За 20 лет население нестоличных городов в каждой из стран сократилось более чем на 130 тысяч человек.
В результате, в Ереване сегодня живет более трети населения страны и именно в столице сконцентрировано более 2/3 всех рабочих мест. Тбилиси также выступает мощнейшим демографическим магнитом для Грузии. Если 20 лет назад в столице проживало чуть больше четверти населения, то сейчас уже больше трети. Корни этой гипер-централизации уходят в советское прошлое, — согласны Елена и Глеб.
Урбанизация в регионе в советские годы шла по «плановым лекалам»: на протяжении десятилетий промышленные силы распределялись не логикой рынка, а волевым решением центра. Когда эта искусственная система жизнеобеспечения рухнула вместе с неэффективными заводами, люди потянулись туда, где сохранилась хоть какая-то концентрация ресурсов. Переход от тяжелой индустрии к сервисной экономике и IT лишь усилил этот тренд — современному специалисту нужны не станки, а среда, возможности и сообщество, которые может дать только крупный город.
Ловушка эффективности: почему «понаехали» — это не всегда плохо
Разумеется, мы не могли обойти стороной общественное недовольство процессом «стягивания» всех ресурсов в столицы. Однако Глеб Витков предлагает взглянуть на ситуацию остраненно, без сантиментов. С точки зрения экономической эффективности, концентрация интеллектуального и финансового капитала в мегаполисе — создает ресурс необходимый для рывка всей страны.
Проблема не в том, что люди уезжают в Тбилиси или Ереван, а в том, как эти города справляются с притоком. Если городское управление не поспевает за ростом, мегаполис превращается в источник проблем: от транспортного коллапса до деградации инфраструктуры. Но если «готовить» город правильно, он становится генератором инноваций, которые со временем могут транслироваться обратно в регионы.
Креативный реванш малых городов
Какое будущее тогда уготовано малым городам? — Елена Даржания внесла в нашу дискуссию важную ноту оптимизма в этом вопросе. Новые процессы в мировой миграции, связанные с цифровизацией рынка труда, особенно проявившиеся в годы пандемии, дают провинциальным городам шанс: молодые семьи начинают все чаще возвращаться в малые города, привозя с собой креативный бизнес и новые стандарты жизни. Это еще далеко не массовый процесс, но уже заметные «точки роста». В эпоху цифрового и «зеленого» перехода физическая удаленность от центра перестает быть приговором. Малый город может предложить то, чего лишен мегаполис — экологию, безопасность и человеческий масштаб, если только дать ему экономическую базу для существования.
Транспортная теорема: как сшить пространство
Одним из тезисов беседы стала идея «сжатия пространства» через логистику. Глеб привел пример Франции, где скоростное сообщение между Парижем и Лионом позволяет жителям не чувствовать себя оторванными от центра, сохраняя при этом возможность пользоваться уникальными возможностями своего региона.
Для Армении и Грузии с их сложным рельефом это серьезный вызов, требующий огромных вложений в инфраструктуру. Однако создание единых рынков труда и недвижимости через транспортную связанность — это, возможно, один из немногих путей остановить деградацию малых городов. Цель не в том, чтобы заставить всех жить в провинции, а в том, чтобы сделать доступ к благам цивилизации как можно более равным, независимо от места прописки.
Что в сухом остатке?
Современная гиперцентрализация — это результат естественных процесов и распада советской плановой модели, где города создавались вокруг заводов, оказавшихся нежизнеспособными в рынке.
Мегаполис как двигатель: Рост столиц — не безусловное зло, а концентрация ресурсов для развития, если управление городом носит опережающий характер.
Развитие скоростной логистики способно превратить конкуренцию между столицей и регионами в эффективное сотрудничество.
Новая экономика как шанс: Цифровизация и удаленная работа создают предпосылки для возвращения активного населения в малые города ради качества среды.
Индивидуальный подход: Управление малым городом требует не копирования столичных лекал, а поиска своей уникальной экономической ниши.
Иван Карпенко, Ваша любимая экономическая редакция