В последние дни увеличилось число сообщений о возможных ударах США и Израиля по ядерным объектам Ирана. Конфликтолог Арсен Харатян в рамках нашего традиционного Youtube-формата «Эксперт на связи» поделился своим мнением о том, какова вероятность, что мир находится на грани нового серьезного военного конфликта. Ниже мы приводим его комментарий полностью.
«Я бы не спешил говорить о том, что есть большая вероятность новой войны против Ирана. Многое здесь еще зависит от того, “с какой ноги” американская администрация начнет разговор с этой страной. Понятно, что есть прессинг: это попытка повлиять на позиции Ирана в том случае, если начнутся прямые переговоры между Тегераном и Вашингтоном. Хотя вчера также была новость о том, что возможны переговоры при посредничестве третьей стороны — посмотрим, сможет ли реализоваться этот вариант.
В целом важно понять, насколько вообще регион готов к новой войне — в частности, такие игроки, как Турция, та же Россия и, конечно, небольшие страны южно-кавказского региона, которые волей-неволей будут вынуждены вовлечься в эту войну. Мы знаем, что Азербайджан, по всей вероятности, будет на стороне Израиля — у этих стран отношения стратегического партнерства, и понятно, что Иран это очень хорошо понимает.
Однако я бы всё же сейчас не углублялся в прогноз относительно возможности военной эскалации. Мне интереснее подумать о том, какие стороны могут позитивно повлиять на возможный дипломатический процесс. Мы видели вчерашнее заявление Китая о том, что нужно разговаривать и договариваться. Сомневаюсь, что Китай может взять на себя посредническую роль третьей стороны, но его вовлечения в процесс нельзя полностью исключать.
2 апреля мы видели точечные атаки со стороны Израиля на Сирию, где были военные базы, традиционно помогающие перевозкам из Ливана в Иран. Кроме того, несмотря на заявления администрации Трампа о возможности мирного процесса на Ближнем Востоке, в начале недели была атака на юге Бейрута. Так что латентная война продолжается. Одновременно с разговорами о возможной большой войне Израиль пытается приостановить транспортную коммуникацию между Ираном и Ближним Востоком.
Еще раз скажу: я сомневаюсь в возможности полномасштабной войны. Воспринимаю такие угрозы как средство для того, чтобы ослабить иранскую сторону перед возможными переговорами по ядерной сделке.
Напряженные отношения между Ираном и Западом зачастую сказывались на экономике Армении. В этом смысле, конечно, есть определенная настороженность: глобальные санкции против Ирана не могут не повлиять на Армению. О последствиях для страны, если реализуется самый худший сценарий, пока говорить не стоит, хотя такие варианты и обсуждаются. В разные периоды мы уже были близки к этому. Так, в 2019 году был период, когда все ожидали, что реальная война может начаться каждый день, и Армения, конечно, рассматривала разные последствия — не только экономические, но и, например, возможность большого потока беженцев из Ирана».